Что-то вспомнилась мне Евпатория, и захотелось рассказать добрыми словами про «Евпаторийский трамвай». Несомненно, это одна из достопримечательностей этого города-курорта. Причем с приставкой «ретро». Мы в этом убедились четыре года назад, в июле 2018 года, когда впервые проехали в «ретро-вагоне», коих, живя в Москве, никогда не видели.
Есть в Евпатории и вагоны помоложе. Вот встретишь на улице города такие, как на вот этой фотографии, и кажется, что ничего особенного, трамвай, как трамвай:
Но это только на первый взгляд. А на самом деле, «Евпаторийский трамвай» — это настоящая историческая «изюминка» города.
Во-первых, в Евпатории трамвай — это самый старый вид общественного транспорта. Первые вагоны тут начали ходить ещё в 1914 году. А к 100-летию этого события в Евпатории даже открыли «Памятник Трамваю»:
Во-вторых, Евпатория сейчас единственный город в Крыму, в котором осуществляются трамвайные перевозки. В городе существуют четыре трамвайных маршрута, которые пользуются большой популярностью, как у местных жителей, так и у гостей города.
В-третьих, ездят эти трамваи по одному и тому же пути сразу в обе стороны, то есть на улицах проложена всего одна колея рельсов, а не две. А разъезжаются встречные трамваи на остановках, причем, не на всех, а только на некоторых, где для этого специально проложены по две колеи.
В-четвертых, сама колея рельсов в Евпатории узкая, всего 1000 мм между рельсами, то есть, это, самая что ни на есть, «узкоколейка». Говорят, что по таким же «узкоколейкам» трамваи ездят ещё только в двух российских городах — в Калининграде и в Пятигорске. В Москве, например, ширина трамвайной колеи такая же, как и на всех железных дорогах России, то есть 1524 мм. В Ростове-на-Дону колея тоже узкая, но, по сравнению с московской, совсем на чуть-чуть (1435 мм, как в Западной Европе).
Вагоны, показанные на второй фотографии, были выпущены, наверное, в конце 1980-х годов. Они самые «молодые», и моложе их в Евпатории в 2018 году не было. А вот старше были, причём их довольно много. Вот такие, как на первой фотографии.
Глядя на них, вспоминаю своё раннее детство, когда нечто подобное ещё ездило по Москве, громыхая, скрипя на поворотах и сильно покачиваясь на прямых участках. Внутри вагонов были деревянные сидения, такие же как те, на которых сидят Маша с бабушкой во время поездки в евпаторийском трамвае:
Наша внучка Маша на этой фотографии смотрит несколько смущённо, потому что совершает свою первую поездку в трамвае не только в Евпатории, а вообще первую за пять лет жизни поездку на трамвае.
Сейчас, наверное, эти вагоны самые «древние» не только в Евпатории, но, возможно, и во всей России. Они были произведены на свет ещё в конце 1950-х годов. То есть этим вагонам от роду уже более 60 лет, а они до сих пор «бегают, как молодые».
Конструктивно эти вагоны сделаны по схеме «тяни-толкая», то есть в них не одна водительская кабина, а две в противоположных концах вагона. На следующей фотографии показаны два конца одного и того же вагона, в котором мы ехали:
В Москве, помнится, таких вагонов не было. Во всяком случае, я этого не помню. Возможно, их специально сконструировали для условий передвижения по однопутным колеям, когда на конечных остановках вагоновожатый просто переходит из одной кабины в другую и начинает движение в обратном направлении по той же колее…
В конце 2019 года из Евпатории пришло сообщение, что в городе начали тестировать новую узкоколейную модель низкопольного трамвайного вагона, разработанную инженерами АО «Уралтрансмаш». Но когда они станут основой подвижного трамвайного состава в Евпатории, и станут ли вообще, тогда официальных сведений не приводилось:
В общем, если будете в Евпатории, обязательно прокатитесь на местном трамвае. Получите массу впечатлений, как от посещения какого-нибудь архаичного аттракциона. Вот какими довольными мы были после того, как в 2018 году вышли на конечной остановке «Гортеатр» из вагона с бортовым номером «007», следовавшего по маршруту № 2:
Билет, кстати, в 2018 году стоил всего 14 рублей на одну поездку. А в начале 2021 года подорожал на 8 рублей, если покупать его в салоне трамвая. Дешевле где-нибудь есть?…
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм