ПАМЯТНИКИ ЛЬВУ ТОЛСТОМУ и ВЛАДИМИРУ МАЯКОВСКОМУ в подмосковном городе ПУШКИНО
|
|
Раз уж я вспомнил про подмосковный город Пушкино (см. здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/pushkino/museum/39489/responses?id=12438), то упомяну ещё о двух находящихся в нём неподалёку друг от друга памятниках в западной части города:
Сколько у нас в стране памятников Льву Николаевичу Толстому? Мне всегда казалось, что их должно быть очень много. В одной только Москве их четыре. Но на поверку оказывается, что их едва ли чуть более двадцати во всей стране, включая бюсты и мемориальные доски с барельефом писателя. И тем примечательнее, что один из памятников находится в подмосковном Пушкине на одноимённой улице Толстого, и памятник этот весьма необычен.
Необычен он не только позой, в которой изображён писатель, сидящий в кресле и укрытый пледом, но и тем, что сооружён он был не от «имени государства», как большинство до этого установленных памятников, а на средства священнослужителя, протоиерея Андрея Дударева — настоятеля местного храма великомученика и целителя Пантелеймона на территории Пушкинской городской больницы. Если вспомнить, что в своё время Лев Толстой был отлучён от церкви, то и впрямь этот поступок со стороны служителя культа является весьма необычным.
Как я уже упомянул, идея установки памятника Толстому в Пушкине принадлежала отцу Андрею, он же явился и главным спонсором, для чего ему пришлось продать машину и взять кредиты. А воплотил идею в жизнь известный скульптор Василий Николаевич Селиванов. Памятник был открыт в начале октября 2013 года.
На памятнике Лев Николаевич Толстой изображён сидящим в так называемом «рогатом кресле» с необычной спинкой. Это кресло до сих пор сохранилось в экспозиции музея Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Известно, что в 1908 году, в дни 80-летнего юбилея писателя, у него были серьёзные проблемы с ногами, ноги попросту отказались ходить. Его возили в кресле-каталке, а ноги тепло и плотно укутывали пледом. Идея отца Андрея, наверное, и заключалась в том, чтобы показать Льва Толстого не в образе хрестоматийного «беглеца из дома», а в образе умудрённого жизненным опытом старца.
«Я так же, как разбойник на кресте, поверил Учению Христа и спасся… Я как разбойник, знал, что жил и живу скверно, видел, что большинство людей вокруг меня живёт так же. Я так же, как разбойник, знал, что я несчастлив и страдаю, и что вокруг меня люди так же несчастливы и страдают, и не видел никакого выхода, кроме смерти, из этого положения. Я так же, как разбойник к кресту, был пригвождён какой-то силой к этой жизни страданий и зла… Я не понимал этой жизни. Она мне казалась ужасна. И вдруг я услышал слова Христа, понял их, и жизнь и смерть перестали мне казаться злом, и, вместо отчаяния, я испытал радость и счастье жизни, не нарушимые смертью».
Думаю, что именно эти строки, написанные Львом Толстым, послужили для отца Андрея главным стимулом для увековечивания памяти писателя в городе Пушкино Московской области…
Интересно, что протоиерей Андрей Дударев, настоятель храма Святого великомученика и целителя Пантелеймона при Пушкинской городской больнице, годом ранее, чем сооружённый на его средства памятник Льву Толстому, был также инициатором и основным спонсором возрождения в Пушкино памятника Владимиру Владимировичу Маяковскому.
В советское время в сквере на пересечении улиц Толстого и Маяковского у бывшего кинотеатра «Пушкино» стоял гипсовый бюст поэта, который в 1990-е годы был варварски разрушен местными вандалами, а затем и вовсе утрачен. Но Маяковский для Пушкино не просто великий советский поэт, он, в немалой степени, ещё и житель этих мест.
Дело в том, что с 1919 по 1929 год Владимир Маяковский летом снимал дачу в Пушкино. А впервые поэт побывал здесь в 1918 году. Тогда он гостил в доме семейства Арманд, бывая в гостях у Фёдора Арманда — сына известной революционерки Инессы Арманд.
В 1919 году первым дачным адресом Маяковского стала небольшая дача Румянцевых, стоявшая на вершине Акуловой горы, на самом краю посёлка Пушкино. Именно здесь, но уже в 1929 году, Маяковский и написал своё гениальное стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», прославив тем самым Пушкино на весь мир. Помните?
«В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара, жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы — деревней был,
кривился крыш корою…»
Новый памятник-бюст Маяковскому в сквере на пересечении улиц Толстого и Маяковского был открыт 15 апреля 2012 года. Его авторами стали скульпторы Николай Александрович Селиванов и его сын Василий Николаевич Селиванов.
В августе 2014 года, побывав по приглашению моего школьного друга на его даче, расположенной в тех местах, мы прогулялись по окрестностям улиц Толстого и Маяковского, и сделали там фотографии памятников Льву Толстому и Владимиру Маяковскому, которые я показал в этой публикации.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия